?

Log in

No account? Create an account

Апрель 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com

Цитата из Сократа

Шагая по коридорам университета, я робко заглядывала на номерные таблички на дверях, ища нужную аудиторию. Вступительные экзамены. Абитуриенты неуютно подпирали стены, нервно ожидая своего часа. Самое распространенное чувство на тот момент – ничего не знаем, завалим, не пройдем. В голове – полное ассорти, которое вряд ли придется по вкусу экзаменаторам. Каждый озирался на других, полагая, что в этой подборке интеллектуалов он явно не имеет преимуществ.

Вступительные экзамены выявили превосходства одних над другими, и недавняя трепетная картина быстро претерпела изменения. Вчерашние смущенные и неловкие абитуриенты, мигом переобувшись в новый статус, по-хозяйски расхаживали по тем же коридорам, уже не сомневаясь в своей значительности. Пребывая в этой эйфории, первокурсники охотно принимали славу своему уму. Чаще всего от себя же самого.

Напыщенность, свойственная первокурсникам, совсем не была характерна седовласым профессорам, скромно вещающими пред юными умами. Выглядело так, что им то как раз нечем было хвалиться. Ведь чем умней человек, тем менее он об этом заявляет.

Подбираясь к последнему курсу, с нас постепенно сползала спесь и важность. Мы начинали понимать кто мы есть и уже не через иллюзорную пленку оценивали свои интеллектуальные возможности. Накануне последней сессии, оглядываясь назад, мы уже достаточно по-взрослому обсуждали вопрос – что нам дало высшее образование? Да, безусловно, мы получили знания и, что более важно, – обрели гибкость ума. Но основное заключение, к которому мы сообща пришли в тот момент – мы согласились в том, что ничего не знаем.

Уже выйдя из стен альма-матери, я нередко продолжала встречаться с переросшими первокурсниками и, когда наблюдала за их важностью, самонадеянностью, напыщенностью и хвастовством, всегда задавалась вопросом – где-то застряло взросление?.. Я пыталась найти недостающий элемент, который бы в моих глазах смог вытащить человека из подросткового состояния в зрелость. Вскоре я его нашла. Им была скромность.

Древняя картина, многократно описаная в Библии, по-прежнему является частью экспозиции музея человеческих качеств: умные прикрывают свой ум скромностью, а глупые, которым бы в самый раз это сделать, чтобы выглядеть более выигрышно, отказываются от такой накидки. Глупые выставляют напоказ свою глупость, в то время как уверены, что производят ошеломляющий эффект своим умом.

Кто-то хорошо дополнил Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю. Но многие и этого не знают».

Comments

Ой, как ты права, Марина! А ещё почему-то многие люди во взрослом состоянии боятся признаться, что чего-то не знают: мол, это уронит их авторитет в глазах собеседника. Но человек не может знать всего.
О, да, этакая стеснительность, которая называется гордостью. :))

Когда я только приехала в Америку и устроилась на работу, я часто кивала, когда мне говорили что-то сделать. Это было от страха, чтобы никто не догадался о моей нулевой компетентности в английском. :)) В первую секунду я радовалась, что никто не опознал моей проблемы. Я разворачивалась и направлялась в неопределенном направлении, но через пару минут осознавала, что не имею понятия, куда идти и что делать. :)) Приходилось возвращаться и выяснять, о чем же меня просили...

Глупее человек никогда не выглядит, чем когда пытается озвучить свою некомпетентность.
Посмеялась:) Очень точная картина. Вспомнила себя и своих однокурсников на первом курсе.
У нас был довольно большой конкурс - 15 человек на место (после первых двух экзаменов, когда медалисты, сдавшие на пятёрки профилирующие предметы, дальше не сдавали, конкуррс среди нас остальных увеличился до 18 чел. на место), поэтому тех, кто поступил, распирала на первых порах гордость:)
И я запомнила эпизод. Видимо, чтобы немножко сбить наше неумеренное самодовольство, на первом же практическом занятии по современному русскому языку преподаватель устроила всей группе диктант. И результаты были удручающими: ни одной пятёрки, пара четвёрок, основная масса - тройки и двойки (двоек бльше). А это ведь филфак, и это студенты, поступившие несмотря на огромный конкурс, т.е. вроде как лучшие.
Конечно, для диктанта преподаватель подобрала сложный текст, но всё в нём было в пределах программы, изученных в школе правил.
Такой щелчок по носу нас как-то отрезвил сразу:)
Вот видишь, такой конкурс большой у вас был, поступили лучшие из лучших, а все равно лучшими не оказались. :)) Преподаватель - умничка, сразу спесь вышибла. :)) А у нас как-то все постепенно было, никто нам сразу не дал понять, что в голове у нас лишь самомнение. :) Я приглядывалась к преподавателям, проводила параллель с нами, и постепенно начинала понимать, что единственное украшение ума - это скромность. :)
А я как раз была возвышена на первом курсе)).Мало того,что приняли меня в институт без экзаменов - у меня была медаль и первое место в районной олимпиаде, так ещё и первую контрольную по алгебре мерили по мне - она как раз проверяла знания за школьный курс. У меня (девушки из глубинки))) оказались лучшие на курсе знания - значит, это"5". Остальные работы оценивались от неё.
Вот так я тут хвастанулась))))))
Твоя голова была критерием оценок?! Обалдеть! :)) Значит, ты тем более должна была быть в рядах первокурсников, которым характерно зашкаливание ума. :)) А как сейчас? Уже переболела? Больше не зашкаливает? :)
Да, знакомо!
Нас в институте на первом же занятии обломали. Преподаватель сказала: вот вы все молодцы, все поступили, у всех были в школе хорошие оценки. А теперь забудьте все, что знали, будем учиться с нуля, потому что на самом деле вы ничего не знаете.:)
А как же только 10 классов? )
Совершенно верно.
А я еще часто думаю, что годы, проведенные в Альма Матер, были самыми беспечными. Несмотря на то, что они оказались мостом через огромную пропасть...
Кстати, я это высказывание Сократа прочла впервые на немецком. И если его переводить с немецкого, она звучит так: "Немногие знают, сколько нужно знать, чтобы осознать, как мало они знают." Своеобразный каламбур. :)
Интересный перевод. :) Да, главное - способность осознать. :)
"переросшие первокурсники" - :) :) метко
Ага, несколько глупо выглядит несочетание возраста и ума. :) Эту картину очень наглядно отражает ставшая крылатой фраза - "Мудрость приходит с возрастом. Но иногда возраст приходит один". :)))

Хороший пост)))
У меня такие же ощущения ещё и в церкви были))) Вначале порой от собственной "духовности, талантливости или умности" тоже крышу слегка сносит. Но после того, как пороха нанюхаешься, меняешься )))
Света, по-моему, относительно церкви мне даже не стоит комментировать, а то понесет. :))) То, что мы в период младенческого христианства могли ответить на все вопросы, это объяснимо младенчеством. :)) Но насколько велика прослойка важных и самоуверенных "взрослых" в церкви!.... Прямо сейчас (смотрю служение) услышала фразу "религия делает человека тупым". Это действительно так. Когда нет живых отношений с Богом, а есть высушенная религия, она и мозги высушивает... Не увидела этого в России, зато сполна насмотрелась в Америке...
"... главное - чтобы всегда иметь дух ученичества." -Согласна на все100 с Мариной.Респект.
Спасибо, Лидия. Да, наверно дух ученичества - основной признак присутствия ума. :)
Нам сразу сказали: к концу первого курса вас останется только половина. И если если вы считаете, что вас это не касается, то напрасно. Каждый из вас кандидат на вылет. И это была правда. К концу курса наши ряды поредели. А к концу учебы так совсем осталось негусто.
Я вот совсем не помню ощущения значимости. Помню, что сильно удивилась, что поступила. А потом весь год думала, что это была ошибка. И только ко второму курсу ощутила себя полноправной студенткой. А большая часть людей отвалилась. Хотя мне казалось, что они как раз настоящие студенты, отборные. Но видимо как раз самоуверенность им помешала закончить образование. У нас преподы никого не щадили. Даже умных и талантливых отчисляли :(
Да? Жестко у вас было! Я не припоминаю отчислений вообще. Может, потому что у нас была экстраординарная группа, которую искусственно создали. Приехали на первом курсе в колхоз, там раззнакомились и попросили деканат переформировать группы, пообещав, что наша группа будет образцовой. Так и было. :) В общем, выгонять некого было. А из других групп, может, действительно отчисляли, даже не знаю.

Я тоже была крайне удивлена своему поступлению. И думала, что меня выгонят после первой заваленной сессии. Но заниженная самооценка часто благополучно соседствует со значимостью. :)) То, что было в моем случае. Не снаружи, но внутри. Ну, и в целом, общая первокурсная атмосфера была несколько горделивой и важной, что постепенно рассеивалось. :)