?

Log in

No account? Create an account

Апрель 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com

Где плывем – в реке или притоке?

Евреи спрашивают раввина: «Почему надо ходить с покрытой головой?»
– Потому что в 19-ой главе книги «Исход» в 14-ом стихе сказано: «И сошел Моисей к народу..»
– Так там же не говорится о головном уборе!
– Неужели вы могли подумать, что Моисей вышел к народу без кипы?!

Раввины со своими индивидуальными толкованиями Писания не дремлют ни в ком из нас. Способность увидеть кипу на голове Моисея мы получаем благодаря другим раввинам, которые заприметили эту кипу ранее нас, и успели передать нам знание своего религиозного воображения.

Чем, если не воображением, являются, например, поминки на девятый и сороковой день после смерти человека? «Разве Библия об этом говорит?» – спросила моя мама свою сестру, которая Библию знает достаточно хорошо, но и о традиции, имеющей место в русском народе, тоже помнит. «Не говорит. Но и против ничего не говорит», – ответила тетя Лина. Наверно, Богу нужно было быть более дальновидным и пресечь разыгравшееся воображение Своих славянских детей еще одной заповедью, написанной черным по белому: «9-ый и 40-ой день не отмечать» ...чтобы заранее упразднить аргумент тети Лины.

Однако, Свою дальновидность Господь посчитал нужным проявить по-другому – что-то передал нам записанным черным по белому, что-то предложил прочесть между строк, а чему-то придал метафоричность и образность, – вероятно, ожидая от нас не просто буквоедства, а системно-целостного анализа, который производится путем встраивания всех слоев (то бишь отдельных стихов) в общую картину Библии.

Таким образом, чтобы наши интерпретации утратили субъективный почерк, анализ должен осуществляться не зеркально, а сквозь призму всего Писания. Не побоюсь даже сказать, что в какой-то степени это перекликается со словами Иисуса «Не судите по наружности, но судите судом праведным», ведь буквальная «наружность» отдельного места Писания не всегда совпадает с общим контекстом Библии.

Недавно я была вовлечена в обсуждение вопроса о Причастии, благоговейное отношение к которому у большинства христиан, возрастающих в церкви, сложилось с детских лет. Трепет, почтение, размышления, анализ, покаяние – сопутствующая терминология, сопровождающая каждое хлебопреломление. Все правильно. Однако, позвольте мне, ни в коем случае ничуть не умаляя значение Вечери, сместить некоторые акценты, взглянув на этот вопрос не только с традиционного ракурса – 1Коринфянам 11:20-34 – а в разрезе всего Писания.

Помня об угрозе болезни и даже смерти из-за недостойного участия в хлебопреломлении, не очень серьезные, но в то же время пугливые христиане предпочитают в такой день в церкви вообще не показываться ...во избежание. А другие – более серьезные, старательно готовят себя к ответственному моменту, приводя свое внутреннее состояние в гармонию с Божьими заповедями ...тоже во избежание. Что ж, вторая группа в своих рассуждениях вполне вписывается в вышеупомянутый отрывок из первого послания Коринфянам. Только не совсем вписывается в общий контекст того, чего от нас ожидает Бог. Несмотря на то, что можно бдительно относиться к Причастию, есть вероятность оказаться за воротами небесного города, потому что никогда не знаешь, в какой момент ты в них постучишься, и то, что этот момент совпадет с моментом хлебопреломления, – шанс не велик.

Удивительно, насколько бывает избирательным наше религиозное зрение: то, что должны достойно принимать хлеб и вино, – видим, а то, что должны достойно жить всякий день, – не видим. Вкушая хлеб и пригубляя чашу, бодрствуем, чтобы, не дай Бог, не умереть, но не обращаем такого же пристального внимания на слово «бодрствуйте», сказанного Иисусом в значении «всегда», и без намеков предупредившем о внезапности Своего прихода.

Церковь научила людей жить по букве, и мало кто из служителей учит людей жить по Духу, чутко реагируя на Его водительство. Если наши реакции на Святого Духа не находятся на мертвой отметке, то момент покаяния (если таковой должен иметь место) состоялся бы сразу после неправильного поступка или мысли, потому что Бог ждать хлебопреломления не будет и начнет щекотать сердце сразу. Если мы оставляем дискомфорт Его обличения до следующего Причастия, то есть большая вероятность смастерить вокруг своего сердца многослойную черствую корку, через которую голос Духа Святого будет слышен все тише и тише.

Говоря словами пастора Родни Ховард-Брауна, «в церквах ходит эпидемия непризнания Святого Духа». В церкви с предсказуемым служением, упорядоченным человеком, где господство Господа (извините за тавтологию, но она уместна) является номинальным, людям трудно постичь науку хождения за невидимым проводником. Водительство Духом Святым представляется для них таким туманным, мифическим, неясным и неопознанным опытом, что они предпочитают пользоваться своей головой, прокладывая путь буквой закона, нежели шагать след в след за Духом Святым.

Буква первого послания Коринфянам 11:28 ведет к испытанию себя перед хлебопреломлением, а Дух Святой ведет к испытанию себя всегда, потому что Его цель – сделать нас мягкой и податливой глиной, из которой можно слепить портрет по Божьему дизайну. Его интересует наш живой и постоянно преобразующийся портрет, а не припудренное изображение, выходящие из фотошопа в дни хлебопреломлений. Насколько бы мы выглядели нелепо, если бы чистили зубы, принимали душ и приводили себя в порядок только раз в месяц, приурочивая внезапную красоту к моментам Причастия? Аналогично и с гигиеной и уходом за нашей душой.

Означает ли это, что я упраздняю совет Апостола Павла относительно исследования себя перед Вечерей? Отнюдь. Даже те из нас, которые стараются жить по Духу, иногда съезжают на рельсы плоти, поэтому поставить себя еще раз под лучи Божьего рентгена лишним никогда не будет. Но здесь снова нужно учесть, что единственный помощник в исследовании себя – это Дух Святой, а не наша голова с раздумьями. Обратившись к Нему за диагнозом, мы обнаружим, что Он – личность быстрого реагирования, поэтому проинформирует нас о произошедших сбоях в духовно-душевных системах в тот же миг. А в следующий миг, сразу после нашего покаяния по предмету сбоя, Бог удалит несимпатичный файл из истории нашей жизни, и сделает это гораздо быстрее, чем бы это сделал самый навороченный компьютер. Единственный, кто может задержать исчезновение этого файла – это наш религиозный ум, который обрабатывает информацию со скоростью жирафа и не успевает шагать в ногу с Богом.

Тем не менее, несмотря на правомерность совета Павла, нельзя не заглянуть в контекст и не отметить, что сказанное им адресовывалось людям, которые превращали Вечерю Господню в пьянку. Именно этот фактор делал их недостойными участия в хлебопреломлении, когда одни уходили домой голодными из-за того, что им не хватало пищи, а другие ублажали свою плоть и напивались допьяна. В упрек таковым ставилось то, что они «не рассуждают о Теле Господнем».

«Рассуждать» – такой растекаемый глагол, что может навести наши бдительные религиозные мысли к выделению определенного фрагмента времени на процесс рассуждения, – мол, чем дольше будешь рассуждать, тем безопаснее будет участие. Чтобы облегчить понимание этого слова, достаточно заглянуть в разные переводы Библии. Сняв с полки несколько английских версий и словарь греческих слов, я везде нашла на месте слова «рассуждать» более информативный вариант – «признавать», «различать», «осознавать». Одним словом, коринфяне, с которыми разбирался Павел, не в состоянии были различить – где пьянка с застольем, а где Вечеря Господня. Понимание сути хлеба и вина, и признание того, что было совершено Христом на кресте, является достаточным условием того, чтобы не попасть в категорию людей, к которой было обращение Апостола Павла.

Хлеб и вино – это предметно-изобразительное напоминание о Христе. Принимая участие в Причастии, мы делаем это в Его воспоминание и проповедуем себе и миру о кресте и о возвращении Иисуса. Есть ли какие-то библейские ограничения для того, когда, где и как часто это делать? – нет. Необходим ли нам для проведения хлебопреломления своеобразный аккомпанемент в виде создания особенной атмосферы, которая отключит нас от земного и подключит к небесному? – тоже нет, ведь, если у нас не отшибло память, мы все еще помним о том, что для нас сделал Иисус! Однако, если перед каждым причастием вы находите себя ненастроенным и испытываете нужду в «подключении», то исследовать нужно не атмосферу и обстановку перед Вечерей, а свое духовное состояние. Как бы сказал Родни Ховард-Браун, «если вам нужно подключаться к Богу, то напрашивается вопрос: зачем вы от Него отключались?»

Одни служители учат людей лишь входить в Божье присутствие, другие – учат в нем ходить. Когда мы живем в непрерывном подсоединении к вечности, мы заботимся не просто о своем духовном марафете в дни Причастий, а о постоянном движении вместе с Богом. Поэтому, если мы не заболеем и не умрем из-за недостойного участия в хлебопреломлении – это хорошо. Но если мы каждый день живем с желанием угодить Богу – это еще лучше.

Основной заповедью или «царским законом», на котором стоит Писание, является любовь к Богу и ближнему. Любовь – это большая река, плывя по которой мы однажды достигнем Неба. Хлебопреломление – хоть и важный, но приток. Можно выполнить «заповедь притока», но так и не выполнить «заповедь реки». Но если мы выполняем «заповедь реки», невозможно не выполнить «заповедь притока».

Comments

Мне думается, что многие обычаи русские не от христианства идут, а от язычества. В нас столько всего намешано!.. :))
Да, в головах у нас многопродуктовый винегрет. :) Но есть хорошое сито – Библия, которая легко может отделить мухи от котлет.
Спасибо, что прочли сей длинный труд.
Интересная тема, хорошо написано... :))
Спасибо. :)
Грустно бывает от того, что люди замещают Вечерю Господню своей исповедью - вместо Тела и Крови Христа размышляют о своих грехах. Согласна, что с грехами надо бы разбираться пораньше. И про "подключение-отключение" очень верно!
Марин, мне кажется это идет от эгоцентричности нашего христианства. Стараемся поступать по Слову, чтобы НАМ не было плохо. Но когда-то все же мы должны придти к зрелой отметке и поступать по Слову, потому что просто любим Бога и не хотим Его огорчать.

А вопрос подключения-отключения "отбалансировала" религия, так что люди сейчас не знают, как подключиться, чтобы не отключиться... Не-на-ви-жу религию.
Френдленту сегодня просмотрел я, пост интересный разглядеть. Простраааанно и занудливо откоментировать чтобы.. :)) (тьфу-ты, что-то нынче я как мастер Йода заговорил?..)
Так за поминками 3-го, 9-го и 40-го дня замечены дети не только славянские. :)
Точно знаю - финны, немцы, эстонцы.:) А вообще-то это традиция, восходящая еще к первым векам христианства. Вы наверно не в курсе, Марин, предписания об этом есть в Апостольских правилах: "Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах, ради Воскресшего в третий день, и девятины, в воспоминание сущих здесь почивших, и сороковницы - по древнему образцу, - ибо так народ израильский оплакивал Моисея, - и годовщины, о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его".
Иное дело, что сами Апостольские Правила - часть Предания. Понятно, что на это слово большинство братьев-протестантов заученно делают стойку. Это отдельное и обширное поле для болтовни, скажу кратко, что, например, из тех баптистов, которых я знаю в реале, наиболее трезвомыслящие понимают, что Предание есть и у них. В том числе и общее с православными.
Почти полностью разделяю ваши мысли, за исключением, естественно, того тезиса, что "Хлеб и вино – это ... напоминание о Христе. ... мы делаем это в Его воспоминание". Впрочем не вижу тут никакого предмета для спора, вы справедливо описали положение в вашей общине. Единственно могу добавить, что если в вашей традиции единство хлеба и вина со Христом устанавливается только на уровне воспоминаний, это не означает, что таково положение во всех Церквях.
Увы, таким-же формализмом, переоценкой второстепенного в ущерб главному и "авральным" (наверно можно так сказать?) режимом "испытания себя" (от Причастия до Причастия) болеют и многие православные. Я ни в коем случае никого не осуждаю, ибо сам такой. Даже хуже. В Церкви все мы на излечении. И успешность лечения никак не связана с нашим местом в иерархии.
Единственно, мне показалось, что я не совсем понимаю, что вы имеет ввиду пастор Родни под "подключением к Богу" и вы в словах о "подсоединении к вечности" и "ходить в Боге"? (В православной понимании эти слова приложимы только к людям реально и несомненно достигшим святости, а таковых во все века было немного, они все избегали известности, славы за исключением случаев, когда Господь своей волей ставил их свечой на подсвечнике вопреки их желанию)
Григорий, рада вашему комменту! У вас есть удивительная способность о деноминационных различиях говорить деликатно. Не знаю, получится ли это у меня, но я постараюсь. :)

Разрешите спросить - что для вас является источником более авторитетным – Библия или предания? Для меня единственный аргумент – это Библия. Но голословно упразднять предания я тоже не буду, давайте просто "прислоним" их к Писанию, чтобы проанализировать их на предмет истинности. А при этом анализе легко вылезает то, что Библия данное придание не подтверждает. Более того, они вступают в противоречие друг с другом. Дух умершего человека по земле 40 дней не слоняется, а сразу отправляется по адресу. И отпевать, молиться о его спасении уже слишком поздно. Это действо вообще упраздняет всю Библию. Получается такой легкий и фальшивый путь на Небо – грешил всю жизнь, а после смерти батюшка помолился и с Богом договорился... К сожалению (или к счастью), так не бывает. Если человек успел при жизни примириться с Богом – он спасен, если нет – жаль.

Относительно «в Его воспоминание». Здесь я не до конца поняла вашу мысль. Возможно, вы имели в виду смысл и назначение Причастия, чего я совсем не касалась, потому что остановилась на другом аспекте. А если же вас в принципе смущает фраза «делать это в Его воспоминание», то она употребляется в Библии не раз, например, здесь: Луки 22:19.

Формализм – хорошее слово, которое вы употребили. Да, конечно, это есть в любой деноминации. И хорошо, если мы будем помнить, что Причастие дает жизнь, но оно таки не спасает.

О подключении и хождении с Богом. Да, я знаю, что в Православии - это участь святых. Но в Библии - это участь каждого христианина. Она даже всех нас (христиан) называет святыми, т.е. отделенными для Бога (в пер. с греч.). Вот одно из мест: «Но вы – род избранный, цартвенное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

Ходить с Богом/быть водимым Духом/быть подключенным – это, образно говоря, держать свои духовные антенны вытащенными и всегда настроенными на Бога.
«Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии».
«Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом».
В общем, если мы не водимся Духом, мы съезжаем в Ветхий Завет, откуда Бог уже вышел, и делаем свое христианство номинальным.

Если чего не очень понятно изложила, дайте мне вторую попытку. :) И, надеюсь, я не задела ваших личных чувств. Как минимум, не хотела. :)
Да нееее, мои личные чуйства разве что совсем нахальный атеист задеть сможет, да и то вряд-ли. А наши межконфессиональные различия – это прежде всего различия между христианами, т.е. свойские, внутрисемейные междусобойчики. :)
Есть, конечно, отдельные буйные головушки в каждой палате, как же без них?! :)
Для меня Библия – аргумент важнейший, но не единственный. :)
В приведенной мною цитатке из Ап.правил ничего и не говорится о том, что душа 40 дней где-то гуляет. Равно как и в Библии нигде не зафиксировано точное время по расставании души с телом, в которое Господь подписывается совершить предварительный Суд. Определенно лишь, что суд окончательный свершит Иисус во втором своем пришествии. Вообще, вы наверно заметили, что Библия о посмертии больше молчит, чем говорит. Мгновенно ли происходит суд?, через 3,9,40 дней? И вообще, уместно при взгляде оттуда–сюда само понятие «время»? Можно предположить, что пока определение посмертной участи души происходит там, здесь проходит 40 дней?
Сороковины – не догмат церкви, ни один Церковный Собор не заморачивался этим вопросом, ввиду его крайней периферийности. Это просто древняя христианская традиция, к вопросу спасения нейтральная.
«после смерти батюшка помолился и с Богом договорился…» - эх, вот бы встретиться с таким батюшкой, что с Богом договаривается!... Марина, мне вас жаль, вы черпаете свои представления о православном вероучении из какого-то некомпетентного и(или) предвзятого источника. :)
Благодарю вас за ответы на мои вопросы.
Мне кажется, если и продолжать сопоставление наших взглядов на Писания, то лучше в формате лички или почты. И если это вам действительно интересно.
Мой пост начинался с анектода об еврейской кипе. В Писании - ни слова, но оно не так важно :), потому что традиция важна. Иронизирую. :) Аналогично с этими днями - 3, 9, 40. Можно, конечно, молиться за умершего 40 дней, никому от этого плохо не будет. Но и хорошо тоже не будет. Ибо, по Библии, не посторонние молитвы решают вечную судьбу человека, а его выбор при жизни. Думаю, что в этом у нас с вами единство. :)

Мариш, последний абзац-венец всему сказанному. Это те слова, что показались для меня главными.Спасибо, очень ясно представила реку Любовь и её притоки, и то, куда она впадает:)
Свет, с этого абзаца и начался мой пост. Вернее, это была первая мысль, которая мне пришла, а все остальное уже подсаживала сверху. Очень рада, если у меня получилось изложить этот вопрос достаточно понятно. Спасибо, что нашла время прочесть! :)
Мариночка, для меня всегда удовольствие-читать твои посты.Будто уголок такой покоя и самопознания.Это тебе спасибо!:)И радуюсь, что понимаю тебя правильно:)
Спасибо за теплые слова, Светочка.